АО "Завод им. С.М.Кирова" отмечает юбилей 85 лет!


06 декабря 2013

Завод имени Кирова: легендарная история и смелые планы!

 

Завод имени Кирова был создан чуть меньше века назад в Москве.  В военный период он был эвакуирован, как и многие другие промышленные предприятия, в Казахстан, обретя новый дом в приграничном с Россией городе – в Петропавловске. За свою долгую историю предприятие не раз оказывалось на грани краха, но мудрость руководства, мужество старшего поколения и работоспособность молодежи помогало пережить «смутное» время. Сегодня предприятие наращивает объёмы производства, осваивает новые направления техники. Легендарному заводу – 85! Но год за годом он только набирает обороты и не перестает строить смелые планы на будущее.

В начале длинного пути

В аккурат к почетному юбилею предприятия была опубликована книга об истории завода - «Завод. Люди. Время». Над созданием летописи минувших лет долгое время работал Геннадий Иванович Лукашевич, бывший директор завода, а ныне советник действующего руководства. Даты, факты, фотографии, рассказы очевидцев – вся история завода от истоков до современности на страницах книги.  

Свою работу легендарный завод начал за тысячи километров от нашего города. Первые мастерские, с которых началась история завода, были открыты в 1928 году в Москве. Коллектив работников тогда едва насчитывал 40 человек. А уже через два года это было серьезное предприятие по производству радиоаппаратуры.

«Первой крупной самостоятельной работой радиомонтажных мастерских стал усилитель УП-5, - пишет  Геннадий Иванович. - Усилители, выпущенные за 1929-1931г.г. в количестве 1100 штук, дали возможность установить 330 тысяч радиоточек, охвативших около 1млн.радиослушателей страны! Именно на них в 30-ых годах базировалась радиофикация практически всего СССР!»

Чуть позже заводом были разработаны два типа радиостанций для обслуживания крайне отдаленных районов (в том числе и казахстанских степей) – «Булун» и «Казахстан». Благодаря радиостанциям завод занял в системе Наркомсвязи практически монопольное положение по поставке приемо-передающей радиоаппаратуры.

«За 1930-33 годы было изготовлено свыше 800 таких передатчиков. – рассказывается в книге. - Первыми их получили города Караганда, Коунрад, Владивосток, Джигат, Туруханск, Магнитогорск, Новосибирск, Самарканд и Баку».

Кстати, первые радиоприемники, которые использовались для бытовых нужд, были настолько огромными, что больше напоминали бабушкины комоды.  Вот тебе и бытовой приемничек! Сегодня продукцию завода от самых первых дней, до нынешних можно увидеть не только на страницах книги, но и в музее предприятия.

В 1930 году мастерские были переименованы в радиозавод №З.  В его цехах и отделах трудились уже 800 человек, но дальнейший рост предприятия сдерживался недостатком производственных площадей. Через два года в связи с теснотой помещений тогда уже разросшийся завод переехал в город Александров (около 100 км. от Москвы). Но и здесь он пробыл не долго. В 1941 году участились налеты на завод фашистской авиации, фронт приближался к городу Александрову. По этой причине в 41-ом «приказом народного комиссариата электропромышленности Союза СССР от 16 октября 1941 года было предписано немедленно эвакуировать завод со всем оборудованием, инструментом, заделом деталей и полуфабрикатами, а также кадрами квалифицированных рабочих и ИТР».

Приближая Победу

Но не сразу завод решили отправить в Петропавловск. Первый состав с оборудованием ушел в Новосибирск. Так что наш завод мог бы быть и не нашим, если бы в Новосибирске нашлось место для его размещения. Но там места для предприятия не нашли. И эшелоны направили в Петропавловск. Первый эшелон прибыл на станцию г. Петропавловск  20 ноября, второй 6 декабря 1941 года, третий 7 января 1942 года. С эшелонами в город Петропавловск из Александрова прибыло более 400 человек, все это – работники завода.

Размещали «завод» в абсолютно не приспособленных для него помещениях: в сараях и конюшнях, складских помещениях. Привезенное из Новосибирска оборудование развозили на санях. Рабочим и ИТР первое время приходилось жить в клубах и мечети. В 40-градусный мороз, когда руки примерзали к железу, закипела работа.  Александровских рабочих не хватало, поэтому брали местных. Времени на обучение не было – обучались уже за работой. Детям ставили ящики, чтобы доставали до станков. Говорят, очень хотелось спать, есть и согреться. Когда мороз совсем мешал работать, под фуфайку прятали нагретые от буржуек металлические детали - они согревали. В таких условиях, буквально через два месяца после эвакуации завод дал свою первую продукцию для фронта.

В 1942 Приказом Наркома электропромышленности «О создании в г.Петропавловске на базе эвакуированного завода №3 «Государственного союзного завода №641» директором назначен Никифоров А.П.

В годы войны завод обеспечивал фронт радиоприемниками РБ-«Пилот» и ВПС-39 «Вираж», пользующимися большим спросом и популярностью в наших войсках (на завод приходили письма от руководителей различных подразделений со словами благодарности за помощь фронту).

Выпускал наш завод в то время и радиопеленгатор «Штопор», то есть устройство, предназначенное для обнаружения средств связи противника. Во время войны было выпущено – 31621 шт. радиостанций «Пилот», 1691 шт. радиостанций «Вираж», 497 шт. переносных радиопеленгаторов «Штопор». Кроме того, делали на заводе и запчасти для автоматического оружия. Заводчане всеми силами приближали долгожданную Победу.

В мае 1942 году было объявлено социалистическое соревнование за звание «Лучший по профессии». Лучшими по профессии стали слесарь Крайнов, мастер Борисова, инженеры Щербачева, Балашов, контролер Староверова, токарь Архипов. Лучшим комсомольско-молодежным бригадам присваивались звания «Фронтовая бригада». Бригада М. Поповой была награждена Грамотой Верховного Совета Казахской ССР, позже присуждено переходящее Красное Знамя обкома комсомола и присвоено звание - Гвардейской.

Многие ветераны завода продолжают работать и сейчас, передавая свой опыт молодежи: токарь Гаврилин В.В., резчик металла Диденко В.А., наладчик Мазитов Х.Ф., газоэлектросварщик Боярский А.Т., регулировщик Окатьев Ю.П., шлифовщик Галиакбаров Г.Г., мастера Шишин А.Ф., Синьков В.А., Родичева А.М., конструктора Кеушева Г.С., Сафронов В.И., Дробахин А.П., технологи Елисова Р.А., Смирнова Л.Н.

Каждому – по потребностям

После войны было решено оставить завод в Петропавловске.  Выпускать военную продукцию не было уже прежней надобности. Поэтому предприятие перешло на выпуск гражданской продукции. Выпускали все ту же радиономенклатуру, только теперь уже для народа – усилители, радиостанции, колхозные радиоузлы, транслировавшие радиопередачи на всю деревню. Приемники «Победа» и «Рекорд-47» очень полюбились народом. Они были уже небольших размеров, недорогие и «ловили все, что надо».

В это же время заводом ведется разработка и серийный выпуск радиоприемника «Руда» для геологоразведки, определения местонахождения полезных ископаемых.

Ошибочно думать, что в послевоенные годы завод Кирова производил продукцию только для гражданки. Предприятие продолжало обеспечивать Министерство обороны Советского союза всем необходимым. Так, заводом был запущен в производство всеволновый пятнадцатиламповый приемник «Мельник», за разработку которого работники завода Марон С.Р., Ладухин М.Е., Секретев М.С. были  удостоены Государственной премии СССР.

Кроме того, заводчанами изготавливалась продукция, которая широко использовалась военно-морским флотом. Пожалуй, «Волна» был самым популярным и самым тиражным (более 70 000 изделий) морским радиоприемником, который использовался на кораблях ВМФ. Устройство было разработано инженерами Ладухиным, Плетневым, Татаринцевым, Митюрой.

Нашим заводом выпускались и первые приемники для подводных лодок. Когда на обычных приемниках связь уже не ловилась, приемник «Глубина», выполненный заводом по заказу службы связи ВМФ, позволял лодке погружаться на глубину до 300 метров и оставаться на связи с берегом.

«Это первый отечественный приемник, на котором частота приема устанавливалась непосредственно по шкале, без вспомогательных пересчетных таблиц. Применялся на подводных лодках, а также на береговых узлах связи и радиоразведки. За 1958-1970 годы было изготовлено 3400 штук», - рассказывает Лукашевич.

Позднее наши выпустят в производство радиоприемник «Бункер» для установки на глубокопогруженных (до 1000 м) подводных лодках. А в 1973 году заводское конструкторское бюро разработает всеволновое устройство «Шторм», предназначавшееся для использования на судах в качестве главного навигационного радиоприемника. С помощью него передавались сигналы SOS. Однако изделие собственной разработки на нашем заводе не выпускалось. По решению Главного управления, изготовление «Шторма» было передано Муромскому и Севастопольскому радиозаводам.

Изготавливал наш завод и антенны. 1979 – год разработки автоматически настраиваемых антенных устройств Фартук-1(СДВ диапазон), Фартук-2 (КВ диапазон) для ракетных войск стратегического назначения!

Не оставлял петропавловский завод и направление по производству трансляционных радиоприемников различных модификаций. ТПС-54, «Казахстан», «Ишим». В 1961 году изделию «Казахстан» присужден диплом второй степени на ВДНХ СССР. Это самый массовый приемник: за 7 лет было выпущено 150 000 таких изделий.

Каждая новая модель радиоприемников была более совершенной, меньших габаритов и с более красивым дизайном. Правда, все они черно-белых и металлических цветов. Не сравнить с яркими красными и синими советскими стереомагнитолами.

Да, наш завод занимался и производством стереомагнитол! В конце 70-ых Министерством промышленности средства связи СССР было принято решение наряду с основной продукцией выпускать товары бытового назначения. При заводе было создано СКБ «Орион» по разработке магнитофонной техники. Так и появились в советских домах магнитолы «Казахстан», «Медео-102», «Медео-205». Их производством занимались вплоть до 92 года. Наши магнитолы пользовались спросом и выносили любые морозы. Ими долго уже после распада Советского союза пользовались продавцы аудиокассет на открытых точках города. Ведь для их изготовления использовался материал, идущий на производство военной продукции, который выдерживал любые прихоти погоды.

В период развала Советского Союза, спецтехника, которую производили на заводе, стала невостребованной – на рынок хлынула дешевая китайская продукция. Держаться на плаву в то время заводу помогал выпуск продукции никак не связанной с продукцией, на изготовлении которой он специализировался. Завод пытался удовлетворить любые потребности отечественного рынка: от больничных коек и ширм, домкратов, насосов, устройств, закатывающих банки, знаменитых вафельниц до детских игрушек (грузовиков и танчиков).

В это время лучшими бригадами были признаны: лучшая бригада сборочного цеха - мастер Берген, лучшая бригада монтажниц - Рагулина, бригада сборки электровафельницы - бригадир Даникер, бригада каркасноштамповочного цеха - мастер Генсюр.

В условиях рыночной экономики

С началом девяностых завод имени Кирова был реорганизован в акционерное общество. Времена настали тяжелые, перед заводом  стала задача выжить в новых условиях рыночной экономики - брались за все. В конце 90-ых заводчанами разрабатываются счетчики газа и электроэнергии трансформаторы тока, датчики тока, блок управления нефтяного насоса, устройства защиты электродвигателя, блоки автоматики и коммутации для железной дороги, автомобильные насосы, домкраты.

В 2003 году АО «Завод им. СМ. Кирова» перешел в подчинение компании «Казахстан инжиниринг». Однако состояние предприятия по-прежнему оставалось плачевным. Объем производства товарной продукции в этот год был очень низким. Завод задолжал государству, пенсионным фондам и своим собственным работникам. Предприятие даже отправляли на банкротство с шансом на реабилитацию в течение двух лет. Несмотря на то, что шансы дать предприятию новую жизнь были практически нулевыми, заводу удалось реабилитироваться. Во многом благодаря новому руководству в лице Марата Мукановича Абильмажинова.

«В 2004 году проведенная Правительством РК капитализация долгов позволила избавиться от долгов в республиканский бюджет, - пишет Лукашевич. - Однако на счету завода все еще оставались задолженности по заработной плате, в пенсионный фонд. А бюджет предприятия не позволял ему принять участие в тендерах на поставку своей продукции. До 2005 года заработная плата на заводе была одной из самых низких среди предприятий города. Как следствие - наблюдалась острая нехватка квалифицированных кадров».

Тогда генеральный директор М.М. Абильмажинов в январе 2005 года принимает рискованное, но единственно верное на тот момент решение - взять кредит и погасить все задолженности. Это позволило предприятию увеличить объемы производства, выйти из кризиса и в течение двух лет погасить кредит.

Кроме того, чтобы решить проблему с нехваткой кадров, руководство завода в тот же год предлагает группе выпускников факультета «Радиотехника и информационные технологии» Северо-Казахстанского Государственного университета устроиться на завод с гибким графиком работы. Для молодых специалистов ввели систему надбавок. Как и ожидалось, предпринятые меры позволили решить проблему с кадрами. В 2006 году уже был создан Совет молодых специалистов, председателем которого избран инженер-конструктор Сейтмулин Р.Н.

«В 2005 году бюро менеджмента качества, возглавляемое инженером первой категории Завьяловой Н.В., провело сертификацию на заводе системы управления качеством в соответствии с международным стандартом ISO. Завод получил сертификаты: международный, Республики Казахстан и Российской Федерации. Это позволило сотрудничать с зарубежными партнерами и поставлять продукцию не только внутри Казахстана, но и за рубежом», - отмечает Лукашевич.

Качество, проверенное годами

Миссия завода сегодня - качественно и в кратчайшие сроки выполнить заказы потребителей, подходить индивидуально к каждому заказчику, поэтому среди покупателей продукции много постоянных клиентов – это предприятия нефтегазовой, энергетической промышленности и железнодорожной отрасли.

Сегодня завод имени Кирова это успешное предприятие, освоившее выпуск более 100 наименований изделий предназначенных для использования на железных дорогах, нефтегазовых и энергетических отраслях. Большинство изделий завода имени Кирова выпускаются в Казахстане только на единственном предприятии.

Так, 20.11.2008 г. в официальный день 80-летнего юбилея предприятия - изделие КЛУБ–У было удостоено Диплома 1 степени на выставке Алтын Сапа. Награду кировчанам вручил лично президент страны Н.А. Назарбаев.

Комплексное локомотивное устройство  безопасности (КЛУБ) снижает вероятность неточностей в управлении, помогают избежать аварий. Система информирует машиниста о непредвиденной опасности, и даже если машинист не реагирует на такую информацию (например, уснул на рабочем месте), система безопасности может сама остановить поезд. Кроме того, если поезд идет с нарушениями и машинист не реагирует на предупреждения КЛУБа, информацию об этом получает и диспетчер на станции, он тоже может остановить поезд дистанционно. Все действия машиниста в пути записываются на кассету регистрации, так, что каждая его ошибка потом проходит тщательный разбор.

Система КЛУБ – очень надежная. Все комплектующие и материалы проходят жесточайшие проверки на прочность, сравнимые разве что с испытаниями космического оборудования. Не зря система получает хорошие отклики работников железной дороги.

«С учетом того что мы являемся единственным изготовителем такой продукции, в 2009 году нами был заключен договор с «Казахстан темир жолы» на осуществление сервисно-гарантийного обслуживания системы КЛУБ и радиостанций всех типов на территории Казахстана. Сервисное обслуживание организовано на всех крупных железнодорожных станциях РК. Работает порядка 44 сервисных центров», - рассказал Евгений Белоусов, технический директор, главный инженер завода имени С. М. Кирова .

Кстати, изделиями КЛУБ и радиостанции РВС будет оборудована новая серия тепловозов Evolution, производство которых компанией Дженерал электрик развернуто в Казахстане.

Мы привыкли к тому, что начиная со времен распада Советского союза повсеместно из Поднебесной завозятся товары народного потребления и оборудование самого разного предназначения. Однако о том, что казахстанские производители экспортируют свое оборудование в КНР, услышишь нечасто. А тем временем на 66 локомотивах китайского производства Петропавловским заводом  установлено комплексное устройство безопасности отечественного производства и радиостанции типа РВС. АО "Казахстан Темiр Жолы" обязало выполнять требование безопасности нашей страны китайскими локомотивами, передвигающимися по нашей территории.  Именно поэтому китайцы обратились к заводу им. С Кирова для установки КЛУБов и радиостанций на их локомотивы.

Сотрудничество Петропавловского завода и АО "Казахстан Темiр Жолы" продолжится и в будущем. Так, планируется изготовление и монтаж устройств заграждения переездов. Такая система блокировки должна стоять на каждом переезде по всей  железной дороге, находящейся на территории Казахстана. Обеспечением такими устройствами и займется наш завод. В период с 2008 по 2009 годы успешно осуществлен монтаж этих устройств на 24 железнодорожных переездах Карагандинской и Акмолинской областей.

К 2010 году было освоено и производилось более 80 наименований новой техники для железнодорожного транспорта, что позволило стать единственным ее производителем в стране и удерживать это положение до настоящего времени.

Кроме того планируется совместный проект электронного подсчета пассажиров.

«Эта система позволяет в онлайн режиме  видеть сколько человек в настоящее время зашло в транспорт и сколько вышло. То есть система поможет контролировать соответствие проданных билетов фактическому количеству пассажиров, находящихся в транспорте», -объяснил корреспондентам «НСК» Алексей Паротиков, управляющий директор по новым проектам и сервисному обслуживанию.

С 2009 года предприятие осуществляет изготовление продукции для цифрового телевидения. Заводом разработаны два типа приставок для приема цифрового интернет телевидения. И если чопорные, но надежные магнитолы отечественного производителя бывшие советские граждане променяли на хлынувшее из Китая цветной ширпотреб, позарясь на «обертку», то нынешние изделия завода по эстетическим функциям импортным не уступает, по качеству, естественно тоже.

По результатам поездки премьер-министра Казахстана К.К. Масимова в Северо-Казахстанскую область, завод определен в качестве «базового для производства технических средств цифрового вещания».

«Как всем известно, в 2015 году завершается переход Казахстанского телевидения на аналоговое цифровое. Для реализации этого проекта наше предприятие кроме абонентских приставок для население планирует начать производство телевизионных антенн, адаптированных для приема цифрового телевидения по голландской технологии», - говорит Алексей Паротиков.

Кроме всего прочего,  с 2011 года завод снова изготавливает продукцию для Министерства обороны страны. В настоящее время для министерства обороны производятся 2 изделия:  коротковолновая радиостанция средней мощности р-140 МС.

«Формирование технического задания на модернизацию радиостанции Р-140М началось 2010 году. Радиостанция получила шифр Р-140МЦ, - рассказывает Лукашевич на страницах книги. - Активное участие в подготовке ТЗ принимали: Сафронов В.И., Утенков П.В., Борисов Д.Б., Левченко С.Н., Башмаков В.П., Крапивьянов М.А., Карманов А.А. Главным конструктором был назначен молодой специалист Борисов Д.Б., общее руководство закрепили за Левченко С.Н., Башмаков В.П. Систему электропитания разрабатывал Утенков П.В., систему управления радиостанции разрабатывали Сафронов В.И., Карманов А.А., систему управления и согласования антенн Шипилин В.А. Конструкторскую часть разрабатывали Крапивьянов М.А., Решетар А.Ю., Гордиянов П.Е., Сейтмулин Р.Н.»

В 2012 году Министерством Обороны РК было подписано техническое задание и на модернизацию радиорелейной станции Р-409 до уровня цифровой. В настоящий момент радиорелейная станция Р-409 уже готова к серийному выпуску.

В перспективе работа с Минобороны еще по 4 направлениям. В это году предприятием будет осуществляться проект расширения производства колесной техники для Министерства обороны. В связи с этим на территории завода строится новый корпус площадью порядка 1200 квадратных метров.

Для освоения производства сложной электронной техники по решению генерального директора завод воспользовался поддержкой государства в рамках «Дорожная карта 2020» и по льготному кредиту закупил первые одиннадцать единиц современного оборудования.

После процедуры реабилитации годовые объемы производства завода выросли более чем в 70 раз, и приблизились к 7 млрд.тенге. Все это заслуга огромного количества неустанных труженников завода. Среди них почетные Радисты СССР: Агеев В.Е., Вассербаум Б.М., Грызов Н.И., Дзюба А.Ф., Зубченко А.М., Измайлов В.В., Лопарев Г.Д. Камилов Ф.Ш., Лукашевич Г.И., Маликов В.Г., Небылов Г.Ф., Пегов Н.Ф., Стяжкин М.И., Сутюшев М.У., Тригубов В.М., Филипенко Ю.В; заслуженные работники промышленности КазССР: Герасимов Г.И., Дробот Ю.П., Маликов В.Г., Сутюшев М.У; почетные машиностроители РК: Абильмажинов М.М., Бандерова Л.Г., Бескоровайный В.М., Габтелмаликов Х.Г., Гаврилин В.В., Гурьянов А.А., Добрынина М.Л., Кондратов А.В., Кренида Ю.А., Малышев В.М., Мальцев А.В., Овсянникова О.П., Петренко Н.В., Сизиков В.Н., Титовский А.И., Торопов В.Г.

Чтобы работа – в радость

Когда объемы реализованной продукции удалось повысить в десятки раз, появилась возможность мотивировать нелегкий труд заводчан, а значит намного снизить текучесть кадров.

Со временем количество специалистов, желающих устроиться на завод стало только возрастать: с 390 человек в 2010 г. до 556 человек в 2012 г. Более половины кировчан составляет молодежь. На начало 2013 года количество работников по сравнению с 2003 годом увеличилось втрое, средняя заработная плата в 2012 году составила 102 177 тенге по сравнению с 11 760 тенге все в том же критическом 2003 и с 58 849 тенге в 2009.  К тому же у завода есть возможность выплачивать своим работникам ежемесячные премии до 30% и вознаграждения по итогам работы за год.

На территории завода еще в советское время чуть ли не каждый год сдавались общежития и жилые дома, построенные для заводчан (Первый 99- квартирный дом по ул. Партизанской, 182- квартирный дом по ул. Кирова и Партизанской, 226-квартирныЙ дом по ул. Партизанской и т.д.). Сегодня эту хорошую традицию решено возродить. В прошлом году для работников завода было открыто общежитие,  заселено 40 комнат. Строительство продолжается. Планируется, что в общежитие будет еще порядка 80 комнат для заводчан. Платят жильцы нового общежития только за коммунальные услуги. Согласитесь, хорошая поддержка своих работников, в то время как главной проблемой для молодежи страны остается жилищный вопрос? А когда чувствуешь поддержку руководства, то и работа – в радость.

Генеральный директор завода имени Кирова в свою очередь благодарит коллектив предприятия.

«Хочу выразить огромное уважение и благодарность за труд, за мужество старше­го поколения, пережившего «смутные времена» и не покинувшего стены завода, его ны­нешним работникам и заводской молодёжи, которые доказали свою жизнестойкость и в настоящее время работают стабильно, помогая предприятию наращивать объёмы про­изводства, осваивать новые виды и направления техники по самостоятельно разработанной конструкторско-технической документации, - говорит Марат Абильмажинов. - Опыт прошлого вселяет уверенность, что кировчане успешно справятся с совре­менными задачами технико-экономического развития завода. Поздравляю весь коллектив АО «Завод имени С.М. Кирова» с 85-летием предприятия и желаю крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия и успехов в достижении поставленных целей!»

Пройдя через все испытания, сейчас предприятие уверенно смотрит в будущее, легендарный завод жив и развивается, и не теряет статуса одного из лучших машиностроительных предприятий республики. Завод только крепчает под натиском времени и, как 85 лет своего существования, так и сейчас продолжает служить своему Отечеству.

 

 

Александра КОНДРАТОВА


 

 


 


Завод имени С.М. Кирова © 2012-2017. Все права защищены
создание сайтов